САМОУЧИТЕЛЬ УШУ
Главная | книги | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 19.05.2024, 03:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » разное

Методология педагогического исследования процессов диверсификации досугового общения(17)

Методология педагогического исследования процессов диверсификации досугового общения(17)

Сторонники социодраматического подхода, к которым принадлежат К. Берк и И. Гофман, объясняют социальную жизнь, используя метафору драмы. Они анализируют взаимодействие в таких терминах, как актер, маска, сценарий, сцена и т. д. Теория социодрамы в проекции на досуговое общение объясняет его игровую, в определенной степени театральную, природу. (Субъекты досугового общения проигрывают широкий спектр ролей в предлагаемых обстоятельствах досугового события, образующего специально-организованный – или отчасти спонтанный – контекст.)

Й. Хейзинга рассматривает игру (с точки зрения формы) как «некую свободную деятельность, не связанную с обыденной жизнью… не обусловленную материальными интересами или доставляемой пользой… которая протекает в особо отведенном пространстве и времени и в соответствии с определенными правилами и вызывает к жизни общественные объединения, стремящиеся окружать себя тайной или подчеркивать свою инакость по отношению к обычному миру своеобразной одеждой и обликом» {360, с. 27}.

Автор отмечает, что игровая функция может быть сведена главным образом к двум аспектам – «борьбе за что-то или показу этого что-то». Эти функции могут и объединяться, сохраняя дух состязательности в желании проявить себя (или сделать что-либо) лучше других. Досуговое общение имеет игровой характер, поскольку оно осуществляется в свободное время на основе самоцельного самоопределния субъектов, не связано с внешне детерминируемыми обстоятельствами и представляет собой свободные действия, интеракции. Одновременно досуговое общение – творческое, импровизированное, эмоционально напряженное, в некоторых ситуациях состязательное, взаимодействие, определяемое прямыми или косвенными правилами, осуществляемое в конкретных рамках пространства и времени. Субъекты досугового общения предстают друг перед другом как креативные индивидуальности, демонстрирующие свою самость и одновременно устремленные к креативному другому. Состязательность проявляется в демонстрации субъектами их креативного потенциала, в утверждении самости, завоевании культурно-смыслового статуса, лидерских позиций, в создании согласованных, взаимообогащенных сценариев совместного досугового бытия

Досуговое общение предполагает наличие игровой ситуации, предлагаемых обстоятельств, диктующих ролевые амплуа участников данного процесса. Имитационный характер игрового досугового взаимодействия позволяет «примерить понарошку» серьезную роль, попробовать силы, уточнить, скорректировать ресурсное обеспечение роли и т. д. Игровая природа досугового общения, на первый взгляд наделяющая его свойством шуточности, несерьезности, неразумности, на самом деле имеет культурно-смысловую наполненность, развивающую культурный опыт, компетентность субъектов, которые реализуются в их отношениях, взаимодействиях. Игра способствует высвобождению энергии, снятию напряжения, раскрепощению, проявлению креативности, максимальной персонификации субъектов, снятию барьеров, препятствующих их взаимодействию, сближению с другими. В этой связи игровые методы организации досугового взаимодействия субъектов находят широкое применение в практике социально-культурной деятельности, в организации досугового общения.

Категория: разное | Добавил: sifu (02.04.2015)
Просмотров: 565 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
учебник УШУ
Поиск

Copyright MyCorp © 2024